07:48 10.02.2016
Даша Басова опубликовала запись

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО У РЕБЁНКА ЛИШНИЙ ВЕС И КАК ПОМОЧЬ ПОХУДЕТЬ

Проблема избыточного веса остро встаёт не только перед современными взрослыми, но и перед их детьми. Малоподвижный образ жизни, продукты быстрого приготовления, перекусы без отрыва от гаджетов. А ещё — возведение чуть ли не в культ искусства кулинарии с её высочеством ЕДОЙ, чему посвящено множество передач на каждом телевизионном канале. И вот, вместо того, чтобы гулять, играть, общаться люди (и дети!) сидят, смотрят и… едят.

Как родителям понять есть ли у ребёнка избыточный вес?
Если у взрослых основной мерой превышения веса является индекс массы тела (ИМТ), у детей этот метод не используется, поскольку понятие нормы для них более гибкое. В детском и подростковом возрасте используют так называемые «центильные таблицы» или графики (их легко найти в интернете), по которым родители могут самостоятельно определить отклонение веса, роста и соответственно индекса массы тела у ребёнка конкретного возраста и пола. Чем дальше параметры данного ребёнка отклоняются от среднестатистических, тем более выражена патология.

В каком возрасте родителям ребёнка стоит обращать особенное внимание на его вес?
В процессе развития ребёнка жир в его организме накапливается неравномерно. Активно он образуется в течение первых 9 месяцев жизни, затем наступает стабилизация процесса, к 5—7 годам происходят небольшие подъёмы, и интенсивно он накапливается в период полового созревания. Различают три критических периода:
• ранний детский возраст (0—3 года);
• дошкольный возраст (5—7 лет);
• подростковый период или период полового созревания (от 12 до 17 лет).

Чем грозит лишняя прибавка в весе?
Нередко толстый ребёнок превращается в толстого взрослого. Или в больного. Или в не очень умного. Случается, даже в не слишком счастливого человека. Потому что, во-первых, ожирение в детстве — основной фактор риска развития ожирения в дальнейшем. Во-вторых, безусловно, наличие избыточной массы тела и ожирения у ребёнка и подростка является причиной возникновения сопутствующих проблем со здоровьем, иногда серьёзных. В-третьих, доказано, что дети с лишним весом хуже учатся и хуже развиваются ментально. Нельзя не учесть и то, что лишний вес мешает социальной адаптации ребёнка в детском коллективе. Такие дети нередко становятся объектом насмешек, что ведёт к формированию эмоциональных расстройств.

Что предпринимать, если родители обнаружили, что малыш «перевешивает»?
Не всем детям с избыточным весом необходима немедленная диетотерапия. При умеренно выраженном избыточном весе и даже на ранних стадиях ожирения бывает достаточно увеличения физической активности и исключения высококалорийных продуктов из рациона, содержащих много быстрых углеводов и жиров.

Но, конечно, оценить развитие ребёнка, его наследственность, динамику изменения соотношения массы тела к росту может только врач. Если ребёнок страдает лишним весом, то диетотерапия — важный момент в комплексном подходе к лечению ожирения. При любой степени ожирения ребёнку любого возраста прежде всего необходимо питание, соответствующее его физиологическим нормам.

Какой суточный объём по жирам, белкам, углеводам нужен ребёнку?
У детей, страдающих избыточным весом, должен быть строгий режим питания (желательно в одно и то же время) — 6—7 разовый приём пищи и рекомендуемый разовый объём. При таком ритме питания пища легче переваривается и усваивается. Правильное распределение продуктов по калорийности в течении суток тоже очень важный момент. Более калорийные продукты (мясо, рыба, яйца) включают в рацион в первую половину дня, а во вторую — легко усваиваемые: молочно-растительные. Калорийность рациона снижают за счёт углеводов и животных жиров, а количество белка соответствует физиологической норме.

Что должно быть в меню?
Источники белка: нежирные сорта мяса, рыба, яйца, молоко и молочные продукты с пониженным содержанием жира. Ограничиваются или полностью исключаются сметана, сливки, жирный творог, сырковая масса, жирные сорта сыра, сливочное масло. Количество углеводов в суточном рационе снижается пропорционально степени ожирения. Исключаются быстрые углеводы: кондитерские изделия, сахар и т.д, а также манная крупа, картофель, пшеничный хлеб, макаронные изделия, пшеничный хлеб. Углеводы ребенок будет получать с фруктами и овощами. Детям с лишним весом полезны кисло-сладкие фрукты и ягоды, натуральные несладкие соки, сухофрукты. Из рациона ребенка с ожирением исключают тугоплавкие и гидрогенизированные жиры в пользу растительных масел, содержащих полиненасыщенные жирные кислоты. Для снижения аппетита следует исключить приправы, наваристые бульоны, жареные блюда, соленые и копченные закуски. Пища готовится на пару, отваривается или тушится.

Чем, кроме правильного питания, родители могут помочь ребёнку?
Многое зависит от культуры питания в семье, ведь она включает не только правила поведения за столом, но и понятие о полезности или вреде тех или иных продуктов. Важно и то, каким образом проходят в семьях трапезы. Во время обеда перед телевизором или планшетом еда автоматически заглатывается, порой, в неограниченных количествах. В этом случае, ребенок не насыщается, а, не замечая, сколько съел, постоянно переедает. Нельзя использовать еду в качестве поощрения или наказания! У ребенка необходимо стимулировать физическую активность, а не его аппетит. Для детей очень важна двигательная активность, она поможет израсходовать полученные калории и будет хорошей профилактикой других заболеваний, связанных с гиподинамией. Одной из трудностей, больного ожирением ребенка, является нежелание малыша садиться на диету. Маленькие пациенты могут просто отказываться кушать неинтересные продукты. С этой проблемой поможет справиться диетолог, который грамотно составит рацион ребенка, включая в рацион очень вкусные блюда и его любимые продукты, но при этом питание будет полностью сбалансировано. А встреча с психологом поможет ему понять, что такое лишний вес и почему надо с ним расстаться. Не травмируя психику ребёнка, специалист мотивирует пациента. Только психолог поможет посмотреть на свой вес и связанные с ним проблемы адекватно и позитивно, и дать стимул к борьбе с лишним весом.

А вот, например, такую полезную табличку продуктов для детей составили знаменитые родители и педагоги Уильям и Марта Сирс для своей книги «Ваш ребенок и вы: здоровое питание для всей семьи». Авторы разделили всю еду по принципу светофора. «Зеленые» — можно и нужно есть, «красные» — можно, с осторожностью, «красные» — нельзя.

Еда «зелёного» цвета
Овощи, бобовые, фрукты, злаковые, рыба, паста и др. макаронные изделия из цельнозерновой муки, орехи и семечки, соевые продукты (в частности, тофу), яйца, постное мясо (говядина, свинина и птица), молочные продукты с низким содержанием жира, растит. масла (не гидрогенизированные), полезные для здоровья лакомства.

Еда «жёлтого» цвета
Пирожки и пироги, печенье, торты (в том числе торт-мороженое), сладости, конфеты, все, что предлагают предприятия общественного питания, сладкие фруктовые напитки, белый хлеб, пончики, газированные напитки с искусственными подсластителями или кукурузным сиропом.

Еда «красного» цвета
Почти все сосиски, жирное мясо, все консервированные продукты в вакуумной упаковке и консервы, содержащие гидрогенизированные масла, пунши и напитки, содержащие искусственные красители, готовые каши с искусственными красителями и гидрогенизированными маслами, любая жареная пища на предприятиях общественного питания.

 
07:22 10.02.2016
Даша Басова опубликовала запись

Развитие ребёнка

АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ: НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

На своём жизненном пути человек проходит несколько ключевых этапов физического и психологического развития. И от того, насколько успешно он преодолеет очередной рубеж, будет зависеть его полноценная жизнь на следующем. Только что родившийся младенец в считанные месяцы овладевает всеми основными навыками жизнедеятельности. Но сколько ещё открытий ждёт его на пути от 0 до 6 лет!

Азбука здоровья: нежный возраст

Первый год — он сложный самый
Ребенок открывает для себя мир. Если большинство навыков, свойственных возрасту, освоены, все в порядке. Если не освоены, стоит обратиться к специалисту. Первый год жизни традиционно считается одним из самых важных в жизни малыша. От того, как он пройдет, зависит и его физическое развитие, и эмоциональная полноценность. Даже кратковременная сенсорная депривация (частичное или полное лишение одного или более органов чувств внешнего воздействия) в этом возрасте сказывается на ребенке.

Недаром дети, которые провели первый год жизни в доме малютки, без родителей, уже во взрослом возрасте испытывают проблемы: отсутствие матери с рождения ведет к устойчивому отставанию в интеллектуальном развитии, вялости эмоциональных реакций, неуверенности в себе и соматическим расстройствам. Поэтому первое, что нужно ребенку в этом возрасте, — значимый взрослый, то есть постоянный уход как минимум одного взрослого человека. Привязанность, которую формирует ребенок к этому взрослому, называют материнской привязанностью (даже если в роли взрослого выступает, например, дедушка).

Какие навыки осваивает ребёнок с 0 до 6 лет и как родители могут ему помочь?

0-12 мес. — поднимает головку, ползает, садится, осознает источник звучания речи, сам начинает издавать звуки ("гулить"), произносит первое слово.
Что делать родителям: показывать ребенку игрушки, давать возможность двигать руками и ногами, говорить с ним, давать слушать различные звуки, словом, обеспечивать впечатления: сенсорная (прикосновения, звуки, зрительные впечатления, запахи), двигательная, эмоциональная депривация затормозит развитие ребенка.

12 мес. — идет (самостоятельно /с поддержкой / пытается встать на ноги), осознанно использует слова "папа" и "мама", различает близких и чужих, пытается копировать речь взрослых, играет: кладет кубик в коробку, берет предметы, стучит ими. Может пить из чашки.
Что делать родителям: установить режим ребенка (на основе наблюдений за его индивидуальными особенностями и разумных решений) и придерживаться его ближайшие два-четыре года. Чаще водить гулять, научить сидеть правильно.

2 года — знает около двухсот слов (некоторые коверкает и искажает), строит простые предложения. Бегает, прыгает. Умеет держать карандаш или ручку, начинает рисовать (бессмысленные фигуры). С интересом слушает сказки. Невербально общается со сверстниками.
Что делать родителям: говорить с малышом грамотно, четко и ясно, исключив "сюсюкание", не упрощая речь — ребенок исключительно чувствителен сейчас к языку и усваивает его. Как можно больше читать ребенку. Упорядочить окружающую среду:ребенок должен ощущать закономерность размещения вещей в доме, что у в сего свое место.

3 года — владеет своим телом (может сохранять равновесие, кататься на трехколесном велосипеде, перепрыгивать через препятствия и спрыги-вать с невысоких бордюров). Владеет речью: может корректно выразить свою просьбу или желание. Словарный запас — до 1500 слов. Владеет мелкой моторикой, может сам умыться, почистить зубы, есть ложкой. Освоил горшок. Понимает запреты. Развивается воображение и изобретательность — в игре может изображать, что ложка — это телефонная трубка.
Что делать родителям: придерживаться закономерностей. В 2-3 года ребенок старается убедиться в надежности мира: вещи на своих местах (см. 2 года), все происходит в одно и то же время (режим дня), вещи используются по назначению, события в сказках не меняются. В этом возрасте надо начинать привлекать ребенка к работам по дому.

4 года — задает миллион вопросов. Не только использует речь, но и активно включает в нее слова, услышанные от взрослых, которые не понимает (первая нецензурная речь как раз из уст четырехлеток). Может дружить со сверстниками. Способен сосредоточиться на одном занятии на долгое время: может рисовать, играть в сюжетно-ролевые игры, обрести навыки чтения, всячески интеллектуально развиваться. С трудом, но завязывает шнурки сам. В простейшей форме возникает наглядно-образное мышление. 4-5 лет — один из самых активных периодов познания мира.
Что делать родителям: как можно больше общаться с ребенком — недостаток общения в этом возрасте может спровоцировать капризность. Знакомить со сверстниками.

5-6 лет — может с легкостью освоить любой физический навык: лыжи, коньки, плавание, двухколесный велосипед. Можно обучить не только читать, но и писать, считать. Полностью развита речь: понимает пословицы, может найти синонимы и антонимы к слову. Формируются личные качества, навыки и пищевые привычки, появляется оценочное отношение к себе и окружающим, усваивает нормы и правила общества. На 90% личность ребенка формируется именно в этот период.
Что делать родителям: самим соблюдать требования, предъявляемые детям, или не демонстрировать ему, что они нарушаются родителями, — именно сейчас он берет с вас пример.

Валентина Петрова
Витамин здоровья
Мы — это то, что мы публикуем
Загружайте фото, видео, комментируйте.
Находите друзей и делитесь своими эмоциями.
Присоединяйтесь

Подарки

Февраль 2016
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29
Войти